Как сделать, чтобы мошенники не смогли взять за вас кредит в «Госуслугах»?
ЦБ РФ рассказал, как оспорить кредит, который взяли мошенники от имени жертвы в Госуслугах. А, как сделать, чтобы, вообще, не смогли взять?
Не заводить аккаунт на «Госуслугах»? Удалить уже существующий аккаунт?
Нет?
Тогда как?
ЦБ рассказал, как оспорить взятый мошенниками кредит
В первую очередь необходимо запросить через портал госуслуг данные о своей кредитной истории
ЦБ РФ рассказал, как оспорить кредит, который взяли мошенники от имени жертвы на «Госуслугах».
ЦБ.ЦБ советует в первую очередь запросить через «Госуслуги» данные о своей кредитной истории.
Информация о том, в каком из шести бюро она хранится, есть в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ).
При этом, если доступ к «Госуслугам» потерян, можно заказать справку из ЦККИ двумя способами.
«Если вы знаете свой код субъекта кредитной истории — через сайт Банка России.
Код можно найти в кредитном договоре либо уточнить в банке или микрофинансовой организации (МФО), если вы брали у них кредит или заем. Если код вам не известен или вы ни разу не оформляли кредит — через любой банк или МФО, кредитный потребительский кооператив, бюро кредитных историй, почтовое отделение или нотариуса», — отметили в ЦБ.
После выяснения места хранения кредитной истории нужно запросить выписку.
В случае, если в ней обнаружен кредит или заем, который вы не оформляли, нужно написать в банк или МФО заявление о том, что вы не оформляли договор по своей воле и не получали деньги, подчеркнули в ЦБ.
«Попросите провести внутреннее расследование.
Запросите подтверждающие документы, на основании которых были выданы деньги, а также реквизиты получателя средств.
Если вы будете подавать заявление о несогласии в бумажном виде, потребуйте поставить отметку о его приеме на втором экземпляре», — также отметили в Банке России.
Далее следует обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве, приложить копию заявления и все документы, полученные от финансовой организации, и указать все обстоятельства, подтверждающие вашу непричастность.
«Например, детализацию СМС за период, в который был оформлен кредит, время взлома, сканы электронных писем от «Госуслуг» и любую другую имеющуюся информацию.
Талон-уведомление, полученный в полиции, нужно дослать в банк или МФО», — указали в ЦБ.
Другие рекомендации
По данным ЦБ, финансовая организация обязана ответить в течение 15 рабочих дней, она может как аннулировать долг, так и отказать в этой просьбе.
В случае, если банк или МФО дали формальный ответ, ЦБ сам рассмотрит жалобу.
При этом регулятор обращает внимание, что не вправе обязать банк или МФО списать долг, это может сделать только суд.
Перед подачей иска в ЦБ рекомендовали обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает споры людей с банками и МФО до 500 тыс. руб.
Его решения имеют такую же юридическую силу, как и решения суда.
Для дополнительной защиты от мошенников в ЦБ рекомендовали использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию в Госуслугах.
Также там рекомендовали установить контрольный вопрос, активировать опцию уведомлений о входе и остерегаться фишинговых писем.
Заметили, что речь идет про уже взятый кредит!
А, как сделать так, чтобы мошенники, вообще, не могли его взять?
МНЕНИЕ
Как мошенники взламывают «Госуслуги» и оформляют кредиты
Центробанк и Минцифры запустили эксперимент по идентификации через «Госуслуги» граждан, которые хотят получить кредиты. К системе подключили 20 банков, а также несколько страховых компаний и МФО.
Новой возможностью пользуются и мошенники. Для оформления кредита на ничего не подозревающих граждан им достаточно взломать чужую учётную запись на «Госуслугах». Пароли от аккаунтов злоумышленники подбирают или берут из слитых баз.
И это проблема не «Госуслуг», это проблема любого интернет-ресурса, для входа на который достаточно логина и пароля, отмечает Лукацкий.
Госдума разрабатывает законопроект, который позволит россиянам добровольно отказаться от выдачи кредитов на их имя. Соответствующую заявку можно будет подать через «Госуслуги». Когда человеку действительно понадобится кредит, он может отозвать свой запрет, оформить заём и затем вновь установить ограничение на новые кредиты.
Когда этот механизм детально проработают и внедрят, пока неизвестно.
Как защитить аккаунт на «Госуслугах» от мошенников
Вот три совета, которые позволят максимально защитить аккаунт на «Госуслугах»:
1. Включить двухфакторную аутентификацию, то есть вход на портал не только по логину и паролю, но и одноразовому СМС-коду.
2. Удалить банки, МФО и тому подобные организации из числа тех, у которых есть доступ к персональным данным с «Госуслуг».
3. Регулярно, раз в полгода-год, менять пароли. Не только на «Госуслугах», но и на других сервисах. Ключевой момент в паролях, по мнению эксперта, — это их длина. Нужно устанавливать как можно более длинные пароли — свыше 12–14 знаков. В них необязательно включать множество специальных символов и цифр, главное, чтобы это не было какое-то известное слово или очевидное сочетание имени-фамилии. Такой пароль подобрать практически невозможно.
Как включить СМС-подтверждение на «Госуслугах»
1. Зайти в меню «Настройки и безопасность».
2. В левом меню выбрать пункт «Вход в систему».
3. Кликнуть на ссылку «Настроить» в окне с разделом «Вход с подтверждением по СМС».
4. В появившейся строке ввести пароль от аккаунта и нажать кнопку «Включить».
Теперь на портал нельзя зайти без одноразового СМС-кода, который приходит на телефон пользователя.
Как отозвать ненужные согласия на портале Госуслуг
1. Кликнуть на иконку со своими именем и фамилией.
2. В меню выбрать пункт «Согласия». Откроется список ведомств и компаний, которым предоставлено согласие на обработку персональных данных.
3. Кликнуть на согласие, которое нужно отозвать. На открывшейся странице внизу нажать кнопку «Отозвать согласие».
Что делать, если аккаунт взломан
Если неизвестные взломали аккаунт, пострадавшему нужно восстановить к нему доступ. Это можно сделать в МФЦ, отделении банка или почты, туда нужно подойти с паспортом. Ближайшее отделение можно найти на карте от «Госуслуг».
Если мошенники уже успели оформить кредит, нужно идти в полицию и писать заявления. Сейчас в банках стоят камеры видеонаблюдения, поэтому высока вероятность, что злоумышленников найдут, считает адвокат Евгения Колесникова.
Другое мнение — у бизнес-консультанта по безопасности Cisco Systems Алексея Лукацкого. По его словам, камеры — не самый эффективный механизм в выслеживании мошенников. Дело в том, что злоумышленники используют разные схемы для обналичивания незаконно похищенных средств. Часто для этого нанимают студентов или других граждан, которым предлагают просто процент за их «помощь». «Даже если поймают того, кто снимает деньги, это будет не тот человек, который организовал всю мошенническую схему. Найти мошенников, к сожалению, практически невозможно», — считает Алексей Лукацкий.
Хорошая новость в том, что пользователь «Госуслуг», на чьё имя набрали кредитов, может доказать свою непричастность к этим займам. Тогда платить по чужим долгам не придётся. Так, Анастасия Павлович, которая без своего ведома оказалась должна 20,5 тысячи ₽, сейчас ждёт заседания суда, который снимет с неё долговые обязательства. Чтобы доказать свою невиновность, преподавательница предоставила перечень мест и времени, в которое злоумышленники входили под её именем на портал (данные предоставили «Госуслуги»), а также выписки из своих банков о том, что на её счета не поступали никакие деньги. Полиция выяснила, в каком банке на имя девушки открыли кредитку, а также установила, что взламывал «Госуслуги» и брал кредиты один и тот же человек.