Как огромный дефицит кадров позволяет нам зарабатывать большие зарплаты
Дефицит кадров, который наблюдается в настоящее время в регионах, можно считать уникальным явлением, с другой стороны, считать частным случаем проявления общих ресурсных ограничений, которые действуют в любой экономической системе.
При этом мы понимаем, что такие случаи возникают и развиваются более активно в условиях, когда разные макроэкономические показатели ведут себя различно. И в целом есть доказанная обратная зависимость высокого уровня инфляции и уровня безработицы.
Поэтому ожидать в условиях разгоняющейся инфляции, побороть которую не могут даже с помощью высоких ключевых ставок, что будет наблюдаться избыток предложения на рынке труда, нельзя.
Конечно, сама безработица — это негативное явление, и тот исторический минимум, который сейчас наблюдается в нашей стране, нужно считать позитивным моментом. Но в то же время для предприятий риски невыполнения взятых на себя долгосрочных планов становятся все более явными именно из-за дефицита кадров.
И эта проблема будет наблюдаться и в обрабатывающих отраслях промышленности, и в секторе услуг, и, наверное, в сельском хозяйстве.
Поэтому нужно предпринимать самые широкие меры для того, чтобы такая проблема не стала угрожающей.
Добиться снижения зависимости предприятий от дефицита кадров можно расширением в регионах различного рода поддержки как самой трудовой занятости, в том числе расширение возможностей трудовой мобильности, так и внедрением, например, систем повышения производительности труда на предприятии, что при введении схем автоматизации и механизации может сократить потребность в кадрах.
Наверное, есть пути и расширения форм различных видов трудовой активности в виде введения дистанционных форм работы, частичной занятости отдельных категорий граждан, слабо вовлеченных в трудовую деятельность.
Речь идет и о молодежи, и о матерях, сидящих с детьми, и о пенсионерах, готовых продолжать свою трудовую деятельность.
Поэтому решений может быть много, и, конечно, они должны внедряться в текущую деятельность.
Вообще-то говоря, у резкого роста дефицита рабочих рук в России целый комплекс факторов, которые резонируют друг с другом и взаимно усиливают сложившееся положение вещей, превращая его в устойчивую систему.
Поэтому разовые решения здесь работать не будут, нужен именно комплексный подход, но для этого саму проблему нужно изучить, создать ее модель и только после этого вытягивать из нее базовое противоречие, запустившее этот не самый благоприятный для экономики процесс.
По уже сложившейся традиции в России никто явление не изучает, зато предлагается много разных решений.
Что, понятно, не дает никакого эффекта, так как они несистемные и зачатую вообще «от балды».
Два ключевых фактора фиксируются достаточно ясно.
Первый носит чисто кризисный характер.
Что делать с этим фактором, неясно.
Второй актор менее очевиден, но он тоже системен.
Экономика, несмотря на сильнейшую деградацию, в ряде отраслей переживает переход на новый технологический уровень. Процесс нелинейный, процесс в значительной степени хаотичный и бесструктурный. Тем более нельзя подозревать власть в хоть каком-то управлении этим процессом — она для этого критически некомпетентна.
Как пример, можно привести появление огромного числа доставщиков-курьеров как часть инфраструктуры перевода торговли в он-лайн-формат.
Тоже очень большое число людей уходит на работу в открывающиеся пункты выдачи и приема заказов.
Темпы роста этих пунктов уже снижаются, но они продолжают оттягивать на себя очень немалое число кадров. Соответственно, «обычная» торговля начинает испытывать тяжелейший кризис нехватки рабочих рук по всему спектру профессий.
Можно продолжать и далее, но здесь речь идет о том, что проблема очевидно носит системный и комплексный характер.
Ее нужно прорабатывать, моделировать, создавать сценарии и модели перехода. Простых решений нет и не будет, но именно они и предлагаются властью, что само по себе — банальный управленческий «белый шум».