Социальная норма потребления электричества в 300 кВт. Сколько будем платить?

Сколько будем платить после введения соц. нормы в 300 кВт? Прогноз, основанный на ценах в пилотных регионах

Норма в 300 кВт на точку подключения.

Решили нас, в общем, к экономии приучать. Высокие умы высчитали цифру среднего расхода на семью, которая составила 220 кВт. Было предложено ввести норму потребления в 300 кВт на точку подключения и убрать понижающий коэффициент для жителей сельской местности и домов с электроплитами. Еще в сентябре 2018 года по этому поводу было совещание, по результатам которого порешили, что в целом идея хорошая, но надо доработать и пообещали, что к 15 января 2019 годавнесут проекты изменений в нормативные документы. Но если чуть глубже копнуть, это предложение обсуждалось еще в 2013 году. Тогда сей чудо-проект был запущен в нескольких пилотных регионах, правда несколько в другой форме.

Тарифы в регионах, социальная норма в которых действует с 2013/2014 годов.

Что бы не перегружать текст, буду приводить один ставочный тариф для городского населения без электрических плит, поскольку вилку эту в тарифах тоже предлагается отменить.

Забайкальский край.

Норма 65 кВт на человека. Тариф до нормы 2.99 Превышение 4.13 Разница 72 %

Орловская область

Норма на одного человека 190 кВт, если семья из двух человек, то 240 кВт, на каждого последующего еще по 20 кВт, но максимально допустимо 300. В пределах нормы 3.74. Сверх нормы 4.94. Разница 75% при превышении нормы. В Орловской области для домов с электроотоплением в отопительный сезон норма увеличена до 3000 Квт.

Ростовская область

Норма на одного человека 96 кВт, на двоих 156 Квт, на троих 196 и потом по 40 на каждого дополнительного члена семьи. Дополнительно для домов с электроотоплением 3000 кВт в отопительный сезон, если горячее водоснабжение от бойлера еще 300 кВт, для домов с электроплитами еще 43 кВт в месяц. Тарифы до нормы 3,83 р за киловатт, сверх нормы 5,34 рубля за киловатт. Разница при превышении составит 71%

Владимирская область

На одного человека 100 кВт, на двоих 160 кВт на каждого последующего плюс 40 кВт. Максимально 280 кВт. Для отопления и водоподогрева предусмотрено увеличение нормы на 300 кВт для одного человека. Тариф в пределах нормы 4.37 р. За кВт, сверх нормы 5.18 за кВт, разница 84%.

Нижегородская область

Тут прямо огонь. На одиноко проживающего 85 кВт. На каждого последующего члена семьи по 50 кВт. И никаких тебе плюшек для бойлера и отопления. И тарифы до нормы 3,58р за кВт, сверх нормы 6,22р. За кВт. Разница составляет 57,5 процентов.

Во всех регионах действует повышающий коэффициент социальной нормы в 1.5 для малоимущих, инвалидов, семей, у которых на попечении приемные дети.

Как могут изменится тарифы после введения социальной нормы?

Для расчётов буду брать тарифы г. Бийска Алтайского края. Я, собственно, тут живу и меня они больше всего волнуют. Сейчас у нас тариф 3.92 р. за кВт для домов без электроплит. Поскольку в нашей стране особо никогда ничего не дешевеет, за тариф до превышения социальной нормы оставляем эту цифру. Если посчитать средний процент увеличения стоимости от норматива ((72+75+71+84+57) /5) получаем разницу в 71.8%. Соответственно пересчитав на тарифы города Бийска получим 6,74р за кВт при превышении социальной нормы. Я сейчас проживаю вдвоем с супругой, реальное потребление у нас +-200 кВт, но мы практически не готовим дома. Зная свое потребление и какие тарифы действуют у вас, сейчас сможете посчитать как они могут поменяться. Просто добавьте к своему тарифу 72%.

После написания этой статьи у меня осталось несколько вопросов. Можете в комментариях свое мнение на этот счет высказать. В некоторых регионах сделали послабление для домов с электроотоплением в виде добавки 3000 кВт. Вот для меня это главный вопрос. Поскольку свой дом я собрался электрическими конвекторами отапливать. Почему я решил так, можно прочитать в статье. Ваша оценка «палец вверх» в конце текста помогает развитию моего канала. Интересно было бы узнать ваше мнение на вот эти вопросы:

Что будет с теми кто отапливается электричеством?

Возможно ли, что введут закон для льготной газификации населения?

В России вернулись к обсуждению введения социальной нормы энергопотребления для населения — соответствующие предложения минэнерго и минэкономразвития в правительстве уже одобрили, а к 15 января 2019 года ведомства должны подготовить проекты нормативных документов по этому вопросу.

Если в 1991 году потребитель на среднюю зарплату мог купить около 14 тысяч кВт/ч электроэнергии в месяц, то сейчас чуть больше 10 тысяч кВт/ч. Фото: Аркадий Колыбалов

Специалисты отрасли, однако, полагают, что схема требует доработки: в своем нынешнем виде для потребителей она окажется невыгодной и вряд ли поможет решить проблему пресловутого перекрестного субсидирования, когда у населения из-за перераспределения тариф за киловатт меньше, чем у промышленных потребителей.

Сейчас в правительстве рассматривается следующий вариант: потребление электроэнергии до 300 кВт/ч в месяц для «точки подключения» (то есть домохозяйства) оплачивается по базовому тарифу. Свыше 300 и до 500 кВт/ч — по повышенному, сверх этого — по «экономически обоснованному». Именно «необоснованность» тарифов для населения — главный аргумент сторонников перехода на новые расчеты. По их мнению, введение соцнормы должно помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным расценкам, в то время как промышленные потребители, наоборот, по более высоким. По подсчетам ФАС, в этом году объем перекрестного субсидирования составил более 220 миллиардов рублей.

Вопрос введения соцнормы обсуждается давно, однако из-за опасности возникновения социальной напряженности и резкой критики изменения были отложены, а право на своем уровне регулировать этот процесс правительство предоставило субъектам РФ. В 2005 году состоялась первая попытка ее введения в пилотных регионах. Участниками пилотных проектов стали Красноярский и Забайкальский края, Нижегородская область в 2005 году, Орловская область в 2010 году, Владимирская и Ростовская области в 2013-м. Оптимизма, правда, результаты не добавили.

Так, в Красноярском крае потребление населением упало на 35 процентов. И это при том, что в стране в год эксперимента наблюдался рост в среднем на 43 процента. В Орловской области при росте потребления в среднем по стране на 28 процентов спад составил 25 процентов. Единственные регионы, где зафиксировали прирост — Владимирская (на 25 процентов) и Ростовская (на 30 процентов) области. Но и это, обращают внимание специалисты, только на бумаге — границы показателей были установлены так, что ни о какой соцнорме по факту речи не шло. К примеру, во Владимирской области при установленной соцнорме 200 кВт/ч на домохозяйство, при отсутствии централизованного отопления и горячего водоснабжения граница соцнормы увеличивалась более, чем в 20 раз: от 1350 кВт/ч летом до 4350 кВт/ч зимой. В Ростовской области были использованы похожие показатели.

У производителей электроэнергии, представителей электросетевого комплекса, сбытовых компаний и инфраструктурных организаций нет единого мнения по поводу эффективности введения социальной нормы как для отдельных участников, так и для отрасли в целом. Производственный комплекс, естественно, ратует за снижение тарифов, что позволило бы увеличить конкурентоспособность отечественной промышленности. Эксперты относятся к нововведению с осторожностью.

«В свете этого обычно приводят данные 1991 года, когда население платило четыре копейки за киловатт-час, а промышленность — две копейки. Но, во-первых, если мы сравним статистику расходов на электроэнергию по отношению к средней зарплате тогда и сейчас, то увидим, что сегодня население платит даже больше, чем в 1991-м. Если раньше потребитель на зарплату мог купить в месяц около 14 тысяч кВт/ч электричества, то сейчас чуть больше 10 тысяч. То есть расходы на электроэнергию стали более ощутимы для людей», — рассуждает президент «Объединенной энергетической компании» Владислав Антуфьев.

Естественная реакция на повышение тарифа – снижение потребления электроэнергии

Во-вторых, отмечает специалист, население сегодня -фактически единственный стабильный драйвер электроэнергетики. Только эта группа показывает устойчивый рост потребления на протяжении тридцати лет. За это время ежегодное потребление выросло с 85,1 миллиарда кВт/ч до 155,7 миллиарда кВт/ч. Численность населения практически не изменилась. Совокупность этих факторов обеспечивает стабильный рост доходов отрасли. Сельское хозяйство при этом падает (с 103,4 миллиардов кВт/ч в 1991 году до 18,2 миллиардов кВт/ч в 2017-м по данным Федеральной службы государственной статистики), нестабильна и промышленность — в 2000 году потребление оценивалось в 455,9 миллиардов кВт/ч, в последние годы значительно выросло, но уровня 1991 года — 605,2 миллиардов кВт/ч не достигло.Таким образом, сокращение потребления в этих отраслях и формирует перекрестное субсидирование.

Интересна информация, приведенная минэнерго: 95 процентов россиян и так укладываются в планируемую соцнорму до 300 кВт/ч в месяц. То есть сверх того в стране потребляют всего несколько процентов населения. Но разве их выплат хватит, чтобы выровнять перекрестное субсидирование? Не факт, более того, существует мнение, что они вообще не будут платить эти «доначисления». Ведь естественная реакция на повышение тарифа — снижение потребления или потребление в обход счетчика. Хотя по данным компании «Системный оператор ЕЭС», треть от общего объема располагаемой мощности в стране и так не используется. А раз так, то и главная цель — ликвидация перекрестного субсидирования — достигнута не будет, а энергетика может лишиться единственного стабильного драйвера роста.

Эксперт ТЭК, инженер-энергетик Ефим Лесман подчеркивает: чтобы свести на нет сегодняшнее субсидирование, при существующей статистике потребуется как минимум десять лет. «Внедрение соцнормы не кажется рациональным шагом. Снижение тарифов в промышленности следует производить не введением социальных норм для населения, а путем уменьшения аппетитов производителей электроэнергии, загрузки предприятий на 90-100 процентов производственной мощности», — уверен он.

Стоит отметить также, что в каждом регионе размер экономически обоснованного тарифа разный, поэтому и эффект тоже будет различным. Например, в Москве тарифы для населения уже практически находятся на уровне экономически обоснованных, так что для жителей столицы, которые потребляют более 300 кВт/ч, цены вырастут незначительно. А в других регионах эта разница может быть весьма существенной.

Специалисты призывают учесть все эти моменты и разобраться в вопросе более вдумчиво. Найти взвешенное решение возможно, полагают они, особенно с учетом тех наработок и предложений, которые уже обсуждаются участниками процесса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *