Кризис на рынке топлива неминуемо приведет к росту цен на бензин и дизтопливо

Крах бизнеса независимых АЗС: владельцы продают заправки

Налоговый маневр, цель которого — сдерживание розничных цен на топливо, поможет только крупным игрокам. Независимые заправки работают себе в убыток или закрываются. Business FM поговорила с предпринимателями.

Что делать с ценами на бензин? В правительстве в среду, 24 октября, пройдет очередное совещание по поводу налогового маневра. Ранее в Минфине допустили новый топливный кризис. От него пострадают и водители, и бизнес. Business FM поговорила с владельцами АЗС, которые сейчас безуспешно пытаются продать свои заправки.

«Так вы посмотрите, что в стране происходит», — отвечает Виталий Максимович на вопрос, почему он продает свою заправку. АЗС находится на границе Башкирии и Челябинской области. Все в отличном состоянии, утверждает предприниматель. Современное оборудование, есть магазин, санузлы для клиентов.

Но бизнесмен пытается продать заправку еще с весны, когда на рынке произошел топливный кризис. Покупателей нет. Работать стало невыгодно. Оптовые цены на топливо резко выросли. А с нового года повышается НДС, налог на добычу нефти и акцизы, последние — в полтора раза. Топливо дорожает уже сейчас, а вскоре может прибавить еще несколько рублей за литр.

Бензин пока приносит небольшую прибыль Виталию Максимовичу. Но торговать дизелем уже нерентабельно. Бизнесмен приводит пример расчетов: переводит оптовую цену тонны в розничную цену литра и сравнивает с той стоимостью, что указана на стеле — рекламной конструкции на АЗС, где мы все видим цены.

Невозможно работать. Зимнее дизтопливо стало 58 тысяч 400 рублей за тонну. Если перевести в литры, мы покупаем за 48 рублей 70 копеек, а на стеле сегодня стоит 43 рубля 50 копеек. Это в минусах надо торговать. Сейчас, осенью, зимой, в ноябре частные заправки, также я, например, не буду продавать дизтопливо, невыгодно. Не надо ни покупать, ни продавать.
Виталий Максимович

Хозяин заправки

Таких, как Виталий Максимович, в России тысячи. Всего в стране 15 тысяч заправок, шесть тысяч принадлежат крупным нефтяным компаниям, которые и добывают нефть, и перерабатывают ее, и продают бензин в рознице. Остальные девять тысяч — независимые АЗС. Но «независимые» в данном случае — не очень правильное слово. Потому что они зависимы, и еще как, от оптовых цен на топливо.

Владелец АЗС в Тамбовской области Сергей покупает бензин у одной крупной нефтяной компании. У нее тоже есть свои заправки, которые конкурируют с заправкой Сергея. Так вот, своим АЗС эта крупная компания продает бензин достаточно дешево, и они могут сдерживать цены. А для собеседника Business FM цена бензина этой компании существенно выше. Какая тут может быть конкуренция.

Причем раньше такого не было, рассказывает Сергей:

— Если мы даже у них закупали, они нам оставляли какой-то зазор, то сейчас они просто торгуют дешевле, чем нам продают. Мы не можем ничего выдержать с ними. Или поставщиков надо каких-то… Я понимаю, какая-то реализация была серьезная или объемы большие, может, еще общение какое-то было, а так…

— Если продадите, чем планируете потом заниматься?

— Да кто его знает! В этой стране какие тут планы могут быть!

Предприниматель продает свою АЗС за 10 млн рублей. И тоже не может найти покупателей. Один вроде бы появился, но не сошлись в цене.

Государство, которое и затеяло налоговый маневр, поддержит крупные нефтяные компании. Выдаст им компенсации за то, что они будут держать низкие цены. И то Минфин на днях признал, что до бесконечности помогать нельзя, и допустил, что кризис на топливном рынке может повториться.

Но независимые АЗС никто поддерживать, судя по всему, не будет. Конкурировать с большими игроками они не могут уже сейчас. Башкирский предприниматель Виталий Максимович напоследок поделился планами. Ему 64. Продаст бизнес, вложит во что-нибудь деньги и отправится путешествовать. Если, конечно, продаст.

Рост цен на бензин рискует перекинуться на новый год. Почему независимые АЗС обеспокоены ситуацией на рынке.

Цены на бензин с января ждет новый рост: они будут даже выше, чем в мае. К такому выводу пришли в союзе, объединяющем независимые АЗС. Причина в том, что нефтеперерабатывающие заводы недозагружены. Некоторые из них работают всего на 20% мощности, потому что производителям выгоднее пускать сырую нефть на экспорт. В итоге на рынке дефицит бензина, утверждают в организации. Действительно ли на рынке создается искусственный дефицит? И сколько в итоге будет стоить литр 95-го? Об этом — Иван Якунин.

Несколько месяцев назад владельцы независимых АЗС говорили, что бизнес на грани банкротства. Теперь они идут в контратаку. Заводы могли бы производить на 3 млн тонн бензина больше каждый месяц, но не делают этого, и оптовые цены ползут вверх. В итоге и государство недополучает 100 млрд руб. в год, и «бензингейта» не избежать, заявил «Коммерсантъ FM» глава аналитического центра НТС Григорий Баженов: «В достаточно критических условиях для отрасли эти объемы были бы крайне полезны рынку. Их поставка на оптовую биржу способствовала бы снижению этой острой ситуации, и диспаритет между оптовыми и розничными ценами, конечно, снижался бы».

Заявление о 100 млрд руб. — явно попытка привлечь внимание властей. Неслучайно доклад направиливице-премьеру Дмитрию Козаку. Но главный пафос документа в том, чтобы дать понять — независимые игроки не справляются с ситуацией, когда баррель нефти стоит $80.

Вскоре они будут вынуждены уйти с рынка, утверждает гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз. А ведь они составляют 60% рынка, напоминает эксперт:

Что касается дизельного топлива, то речь идет об убытке порядка в 2 руб. на литр. Очень много регионов, где нефтяные компании вообще не представлены. В этих местах, конечно, будет довольно-таки грустно, когда независимые игроки уйдут.

С другой стороны, сетевые АЗС были вынуждены заморозить цены по соглашению с правительством, и экспорт — одна из немногих возможностей оставаться на плаву. Но о своих обязательствах по нефтепереработке никто не забыл, заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев:

Свои заводы мы все равно загружаем. К тому же, мы еще и несем социальную ответственность, нам никто не позволит оставлять регионы без топлива. Есть некоторые компании, которые максимизируют экспорт, не будем показывать пальцем. Есть компании, у которых просто мало переработки. Например, у «Сургутнефтегаза» один завод.

В любом случае, виноват не один только дефицит. Если в этом году Минэкономразвития еще обещает обойтись без скачка цен, то с 1 января 2019 года акцизы на топливо повысят в полтора раза. К тому же, НДС поднимут на два процентных пункта. Сейчас цены кое-как удается удержать, но любой удар может привести к краху, утверждает Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: «Компенсационные механизмы пока еще не могут себя реализовать, и демпирующая составляющая меняется. Вроде как нефтяники получат компенсаций больше. Но, с другой стороны, компенсации будут идти за счет роста НДПИ, то есть получается просто перекладывание средств. И в итоге какое сальдо этой процедуры? Здесь много вопросов».

В Торгово-промышленной палате прогнозировали, что в следующем году цены могут вырасти на 15%. Возможно, это будет плавный переход. Но опыт этого лета показал: водителям придется готовиться к недоливам и некачественному бензину. И даже купив 95-й условно по 49 руб. за литр, полбака могут быть наполнены дешевым 80-м.

Идею повысить предложение на оптовом рынке поддержали в Минэнерго. Сейчас, по нормативу, нефтяные компании должны поставлять на биржу 10% топлива. Ведомство предлагает поднять эту планку до 15%.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *