У кого отключится мобильная связь после 1 июня? Вспоминайте, где покупали симку

С 1 июня 2018 года вступят в силу поправки в закон «О связи». Документ обязал сотовых операторов блокировать абонентов, личность которых они не смогли идентифицировать. По экспертным оценкам, лишиться возможности пользоваться своим мобильным номером могут до 20% абонентов.

Кого коснутся новые правила?

Абонентам нужно вспомнить, как у них появился действующий номер мобильного телефона. Если номер был предоставлен компанией вместе с корпоративным тарифом или предприятием, которого уже не существует, велика вероятность его блокировки. Также проблемы могут возникнуть у тех людей, кто купил сим-карту с рук, не предоставляя свои документы, или пользуется корпоративным тарифом от предприятия, которое не передавало компании связи сведения об абоненте.

Что будут проверять сотовые операторы?

Поправки в закон обязывают компании связи проверять достоверность сведений о каждом абоненте. Оператор должен установить фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер паспорта клиента. Эти данные уже есть у операторов, если договор о предоставлении услуг связи оформлял сам человек.

Но многие фирмы, предоставлявшие сотрудникам номера по корпоративным тарифам, такие данные не передавали. И теперь мобильный оператор должен проверить актуальность уже имеющихся сведений, а также дополнительно удостовериться в правильности новых, рассказали  в пресс-службе «Мегафона».

А если информация о корпоративных клиентах покажется оператору недостаточной?

Если данные об абонентах окажутся некорректными, предоставление услуг связи им будет приостановлено.

Кроме того, даже если номер такого человека не будет заблокирован, то пополнить счет самостоятельно после 1 июня он не сможет. Платежи за клиентов, по которым нет данных, могут проводиться только через расчетный счет компании — корпоративного клиента.

Как компании связи будут проверять данные о пользователях?

Сотовые операторы проверят достоверность информации о клиенте с помощью доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), рассказали ТАСС в компании Yota. Также проверку будут осуществлять сотрудники оператора в собственных каналах продаж и обслуживания.

В случае приобретения сим-карты в партнерских точках продаж партнеры должны будут передать данные мобильному оператору. Если они не будут переданы посредником, то услуги связи будут недоступны.

Также если сведения будут переданы, но в результате проверки окажутся недостоверными, то пользователю будет направлено СМС с просьбой подтвердить информацию о нем на точке продаж Yota или уточнить паспортные данные в офисе оператора.

Как действовать пользователям?

«Мы рекомендуем обратиться с паспортом в ближайший офис «Билайн» для внесения корректной информации», — сообщили ТАСС в компании «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»).

В «Мегафоне» отметили, что компания в большинстве случаев осуществляет проверку достоверности сведений автоматически, с использованием государственных информационных систем. Если такая проверка окажется невозможной или подтвердить данные о клиенте не удастся, пользователь сможет предоставить информацию о себе в личном кабинете, пояснили в пресс-службе компании.

Оператор Tele2 информирует своих клиентов о необходимости проверить данные с помощью СМС, рассказали в пресс-службе компании. «Мы просим пользователей, получивших такое оповещение, обратиться в салон связи Tele2 с паспортом для сверки информации», — добавили в компании.

В МТС сообщили, что компания провела СМС-рассылку и обзвон пользователей-физлиц, номера которых принадлежат юрлицам. Им предложено предоставить свои паспортные данные дистанционно, перейдя по зашифрованной ссылке на сайт компании. Также можно обратиться в любой офис оператора.

Что делать, если номер все же был заблокирован?

Если услуги связи приостановлены, то человек должен подтвердить данные о себе любым удобным способом: через личный кабинет на сайте сотового оператора, с помощью службы поддержки компании или при личном визите в офис компании.

Также инструкция о порядке действий в случае блокировки номера может быть направлена клиенту по СМС.

Что делать, если предприятия, выдавшего сим-карту, уже не существует?

Нужно обратиться в офис сотового оператора и переоформить телефонный номер на себя.

Что будет с абонентами, которые купили сим-карты у посредников?

Скорее всего, продавец не предоставил сотовому оператору данные абонента и номер. И если у компании возникнут сомнения в достоверности информации о клиенте, он приостановит оказание услуг, пояснили в пресс-службе МТС.

Абоненту нужно обратиться в офис своего сотового оператора и переоформить номер на себя или же поменять его, зарегистрировав на свое имя.

В июне этого года вступит в силу закон, который запрещает пользоваться мобильными телефонами без указания паспортных данных. Все абоненты с некорректными документами рискуют остаться без связи

Операторы сотовой связи активизировались. Этой весной они начали пытаться установить или проверить личность своих «анонимных» абонентов — то есть тех, кто не предоставлял свои документы при получении сим-карты. Об этом начали писать СМИ и сами российские абоненты в социальных сетях.

Робкие попытки сотовых операторов выяснить паспортные данные абонентов — это первые свидетельства новых требований закона о связи. Нормы вступят в силу 1 июня 2018 года. Требования призваны остановить торговлю «серыми» сим-картами и полностью избавиться от анонимных абонентов. Если внимательно прочитать документ, то станет ясно, что этим летом провайдеры будут обязаны отключить от связи всех, кто не представит им свои паспортные данные. Однако на деле с этим законом не все так просто.

Что не так с законом о связи

Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений. Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров. Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.

Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?

Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов. На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон. Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.

Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия». По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года. Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.

До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.

Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга. Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами. А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.

Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи. Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы. Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.

Будет ли закон действовать

История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике. Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода. Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза. В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.

Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей. Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.

Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные». За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно. Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.

Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.

Зачем россиянам миллиард сим-карт

За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.

Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук. Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков. По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.

Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору. Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев. Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.

Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно. Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть. Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).

Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку. Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей. Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.

В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей. Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет. Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.

Что будет с ценами и оборотами

Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС. Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов. На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).

Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов. Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным. И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.

Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.

Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.

 

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *